Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 23.01.2018, 22:59

СП "Прометей"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Занятие в системе дополнительного образования детей»

Аннотация

Пособие содержит материалы и рекомендации, подготовле с учетом современного подхода к дополнительному образованию детей. В нем представлены основы представления учебного занятия, технология разработки занятия, планирования, основные требования   к современному занятию, типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура, формы анализа и самоанализа занятия, структура различных типов занятий, методы создания благоприятного психологического климата на учебном занятии.    Данное методическое пособие поможет педагогам дополнительного образования систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от их целей, определить их структуру; выстроить модель учебного занятия, определить задачи, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа занятия.

Материалы методического пособия носят прикладной характер, т.е. ориентированы на их практическое использование специалистами системы дополнительного образования детей в процессе учебной деятельности детского объединения образовательного учреждения любого типа.

Перспектива деятельности

Методические рекомендации помогут:

- повысить результативность занятия;

- включить детей в творческую деятельность;

-организовать работу с молодыми педагогами;

- совершенствовать профессионализм педагогов-стажистов;

- систематизировать положительный опыт деятельности педагогов дополнительного образования;

- моделировать нетрадиционные формы занятий.

         Введение

К учебному занятию детского объединения дополнительного образования в настоящее время предъявляются весьма высокие требования как в содержательном, так и в организационном плане. Очень часто педагоги дополнительного образования не владеют технологией написания плана учебного занятия, особенно вновь прибывшие и молодые специалисты. Нет четкого понимания в таких понятиях, как  типы, структура  занятий и многое другое. Испытывают трудности в целеполагании, в определении методов и технологий.     Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности.

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

  Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.

Занятия в системе  дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Методические основы построения учебного занятия в системе дополнительного образования детей

    Учебное занятие – это:

- модель деятельности педагога и детского коллектива;

- ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала но, прежде всего развитие;

- время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

   В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

    В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

- собственно обучающие;

- общеразвивающие;

- воспитательные.

   Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия:

- по передаче знаний;

- по осмыслению знаний и их закреплению;

- по закреплению знаний;

- по формированию умений и применения знаний на практике;

- тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);

- по обобщению и систематизации знаний.

   Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.

   Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и и воспитательные задачи в комплексе.

   Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

Методы организации занятия в детском творческом объединении в ОУДОД:

  • репродуктивный;

  • словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

  • методы практической работы;

  • метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;

  • исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.

  • методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

  • проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

  • метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;

  • наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;

  • использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

    Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:

  • анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;

  • психологические тесты;

  • создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);

  • психологический театр;

  • деловая игра.

    Основные принципы обучения

    Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я.А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России:

  • научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);

  • природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);

  • последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);

  • доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);

  • сознательности и активности;

  • наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);

  • индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;

  • заинтересованности  и  мобильности  (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);

  • обеспечение отбираемой информации.

     

    Примерная модель занятия в ОУ ДОД

    Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.

    При разработке занятия педагог дополнительного образования  внимательно  изучает:

  • учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;

  • согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;

  • определяет взаимосвязь содержания  занятий с предыдущими и последующими;

  • определяются тип и структура занятия;

  • его тема, цель, задачи.

    Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.  Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому  на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных  творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

    На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.

    Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

    Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

       Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение - систематизация.

       За основу учебного занятия мы берем модель, предложенную М.В.Ушаковой, методистом исследователем лаборатории проблем дополнительного образования и воспитания областного центра детей и юношества г. Ярославля (табл. 1).

    Приложение 1

    Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

 Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Подготовительный

    1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание

психологического настроя на учебную деятельность

и активизация внимания

    2

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого,

 практического), проверка усвоения знаний

предыдущего занятия

Основной

3

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и

мотивация учебной деятельности детей

(например, эвристический вопрос,

 познавательная задача, проблемное задание детям)

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов,

 которые активизируют познавательную

деятельность детей

5

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий,

 которые сочетаются с объяснением

соответствующих правил или обоснованием

6

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений,

заданий, которые выполняются самостоятельно

детьми

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

8

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного

 (письменного) опроса, а также заданий

 различного уровня сложности

(репродуктивного, творческого,

поисково-исследовательского)

Итоговый

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности,

 психологического состояния, причин

некачественной работы, результативности работы,

 содержания и полезности учебной работы

11

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном

 результате домашнего задания, инструктаж по

выполнению, определение места и роли данного

задания в системе последующих занятий

 

   Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

Общие требования к написанию плана-конспекта занятия

Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:

  • цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;

  • учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;

  • образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;

  • ведущие виды деятельности участников занятия;

  • структура занятия и обоснование последовательности его этапов;

  • содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;

  • мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;

  • формы и способы  взаимодействия с детьми, общение;

  • диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;

  • приемы управления вниманием, активизация детей;

  • типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;

  • образцы корректирующих упражнении;

  • приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;

  • диагностика результатов занятия, подведение итогов.

 Приложение

Памятка по конструированию задач учебного занятия

Обучающие задачи

Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы; научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.

Воспитательные задачи

Возраст

Действие

Качества

Младший школьный возраст

Воспитывать

Любовь к малой Родине:

к родному дому, школе, семье, двору, центру

Доброжелательное отношение к окружающим:

соблюдение правил этикета;

доброжелательность;

дружелюбие;

готовность сотрудничать;

вежливость

Умение заботиться:

  • доброту;
  • искренность;
  • чуткость;
  • общительность;
  • стремление помочь;
  • отзывчивость

Положительную самооценку

Младший

школьный  возраст

Формировать

Потребность в самоорганизации:

  • аккуратность;
  • бережливость;
  • трудолюбие;
  • сдержанность;
  • основы самоконтроля;
  • скромность;
  • самостоятельность;
  • умение доводить начатое дело до конца;
  • настойчивость;
  • выдержку

Потребность в здоровом образе жизни:

  • умение видеть прекрасное;
  • гигиенические знания и умения;
  • оптимизм;
  • доброжелательное отношение к труду;
  • культура труда

Подростки

Воспитывать

Гражданские качества личности:

  • интерес к общественной жизни;
  • стремление помогать;
  • патриотизм;
  • активную жизненную позицию;
  • критичность;
  • оптимизм;
  • общественную активность;
  • чувство долга;
  • предприимчивость

Формировать 

Положительную «Я – концепцию»:

умение аргументировать свою позицию;

положительную самооценку;

самокритичность;

оптимизм;

уверенность в себе;

лидерские качества;

умение сопереживать

Потребность в саморегуляции:

  • ответственность;
  • самоконтроль;
  • рассудительность;
  • тактичность;
  • терпимость;
  • самостоятельность;
  • умение адаптироваться к новым условиям;
  • умение прогнозировать собственную де6ятельность;
  • умение организовать свою деятельность и анализировать ее

Потребность в здоровом образе жизни:

  • разнообразие интересов;
  • осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе

Старшеклассники

Формировать

Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности:

  • уважительное отношение к людям;
  • общественную активность;
  • интерес к культуре и истории России;
  • стремление принести пользу обществу;
  • понимание личного и общественного значения труда;
  • осознание личной и общественной значимости образования (знаний);
  • потребность к самопознанию;
  • умение ставить цели и реализовать их;
  • осознание значимости результата

 

 

Потребность в общении в контексте культуры:

  • умение идти на компромисс;
  • тактичность;
  • терпимость;
  • толерантность;
  • умение доказать свою точку зрения;
  • умение выходить из конфликтных ситуаций;
  • знание этики семейных отношений;
  • умение организовать культурный досуг

Способствовать

Личностному и профессиональному самоопределению:

  • формированию потребности в достижении цели (личностной и общезначимой);
  • самовоспитанию;
  • формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • формированию профессионально важных качеств личности;
  • оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Развивающие задачи

Возраст

воспитан-

ников

Примеры формулировки развивающих задач

Младший  школьный

возраст

  • развивать психические процессы (внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение, познавательный интерес);
  • развивать эмоциональную сферу;
  • развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?);
  • развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах;
  • развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений;
  • развивать эстетические чувства

Подростки

  • развивать самопознание;
  • развивать интерес к познавательной деятельности;
  • развивать умения самовыражаться, самоутверждаться;
  • развивать творческие способности;
  • формировать способы социального взаимодействия;
  • развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе

Старшеклассники

  • развивать познавательные и профессиональные интересы;
  • развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы;
  • формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков);
  • развивать самопознание;
  • развивать творческие способности

                                                Приложение

  • Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура

Тип учебного занятия

Дидактическая цель

Структура

Нетрадиционные формы проведения занятия

Учебное занятие и изучения и первичного закрепления новых знаний

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Орг. момент

Актуализация знаний и умений

Мотивация. Целеполагание

Организация восприятия

Организация осмысления

Первичная проверка понимания

Организация первичного закрепления

Анализ

Рефлексия

Лекция, семинар, экскурсия, конференция, лабораторно-практическое занятие, дидактическая сказка

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности воспитанников

Орг. момент

Мотивация

Актуализация знаний и способов действий

Конструирование образца применения знаний в

 стандартной и измененной ситуациях

Самостоятельное применение знаний

Контроль и самоконтроль

Коррекция

Рефлексия

Семинар, экскурсия, консультация, игра-путешествие

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности

Орг. момент

Целеполагание. Мотивация

Актуализация комплекса знаний и способов

 деятельности

Самостоятельное применение знаний (упражнений)

 в сходных и новых ситуациях

Самоконтроль и контроль

Коррекция

Рефлексия

«Литературная гостиная», викторина «Что? Где? Когда?», «Занятие-путешествие», концерт

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Организовать деятельность воспитанников по обобщению знаний и способов деятельности

Орг. момент

Целеполагание. Мотивация

Анализ содержания учебного материала

Выделение главного в учебном материале

Обобщение и систематизация

Рефлексия

Обобщение может осуществляться как по теме,

разделу, так и

 по проблеме. Самое главное в методике

обобщения

 – включение части в целое. Необходима

тщательная подготовка воспитанников

 (сообщение заранее проблемы,

вопросов, обеспечение на занятии

дидактическим материалом)

Лекция, экскурсия

Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности

1.Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности воспитанников (контрольное занятие)

2.Организовать деятельность воспитанников по коррекции своих знаний и способов деятельности

Мотивация

Самостоятельное выполнение заданий

Самоконтроль

Контроль

Анализ

Оценка

Коррекция

Рефлексия

На занятиях преобладает деятельность, направленная на постепенное усложнение заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях

Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные варианты организации учебных занятий:

  1. Последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;

  2. Выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;

  3. Выполнение только практической работы (выездные занятия).

    Приложение 1

    Структура различных типов занятий

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Комбинированное занятие

Организационная часть

  • Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.
  • Изложение нового материала.
  • Первичное закрепление  новых знаний, применение их на практике.

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Организационная часть

  • Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и обобщения полученных знаний

Организационная часть

  • Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.
  • Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
  • Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков

Организационная часть

  • Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
  • Сообщение и содержание задания,  инструктаж его выполнения.
  • Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.
  • Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения знаний, умений и навыков

Организационная часть

  • Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.
  • Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.
 

 

Приложение 2

Алгоритм подготовки учебного занятия

   Алгоритм подготовки учебного занятия, как основа этой методики, может быть следующим:

1 этап

 

Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

- Насколько полно и качественно реализовано содержание?

- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

- В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

2 этап

 

Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

- Обозначение задач учебного занятия;

- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного;

- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость;

- Определение типа занятия;

- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;

- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

3 этап

 

Обеспечение содержания учебного занятия:

- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия);

- Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий;

- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инентаря, оборудования и т.д.

   Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

   Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.

Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности

обучающихся в образовательном процессе

Традиционные занятия

Нетрадиционные  занятия

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы -  расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью.

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

Утренник, праздник т.д.

Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Психологическое занятие

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнтельного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Хорошее занятие имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспе­чивается индивидуальным стилем педагога и личностным своеобра­зием обучающихся. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в занятии должна быть видна и просто грамотность педагога:

•  знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного занятия,

•  умение планировать, проводить и анализировать занятие.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мас­терство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На занятии, как в фокусе, концентрируется вся дея­тельность педагога, его научная подготовка, педагогические навы­ки, методические умения, способность организовать самостоятель­ную работу всех обучающихся.

Реальная ценность занятия — его результат; степень усвоения ма­териала обучающимися. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, занятие эффек­тивным назвать нельзя. На занятии ребята должны усвоить намечен­ный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретают­ся в основном на занятии.

Более детально наблюдение за занятием должно охватывать:

1)       Организационную сторону занятия. Присутствующий устанав­ливает, своевременно ли приходит педагог в группу, подго­товлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли обучающиеся к занятию, каковы санитарное состояние кабинета;

2)   Содержание занятия. Оцениваются глубина и научность объ­яснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привле­каются ли дополнительный материал, последние достижения нау­ки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень  самостоятельности, культура речи;

3)       Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содер­жание материала в воспитательных целях, какова система требова­ний педагога. Приучены ли дети к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь,принципиальность, деловитость, дисциплину;

4)       Методическую сторону занятия:

а)  руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени ухо­дит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их само­стоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из со­временных методов преподавания используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обуче­ния, как организована практическая работа;

г)  способы закрепления знаний, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;

5)  Особенности поведения педагога на занятии. Не мень­ший интерес для руководителя представляет и роль педагога на занятии как организатора, его культура, речь, такт, одеж­да, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающими.

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной рабо­ты. Наблюдение - это лишь первый этап контроля, второй - разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по со­вершенствованию работы педагога.

Занятие нельзя анализировать абстрактно, исходя из каких-то веч­ных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Пре­жде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все занятия были комбинированными, включали все «элементы», - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя занятия, нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:

а)  особенности темы. Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать отвечать, работать с книгой  или специальной литературой;

б)   возможности   образовательного учреждения,   наличие   кабинетов,   технических средств, наглядных пособий. Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные ра­зумные требования;

в)  состав данной группы обучающихся, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение о занятии составляется на основе ответов обучающихся, самостоятельной работе, а уровень развития ребят, их спо­собности при этом не учитываются);

г)  индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рацио­нальна, как нам кажется, такая схема:

а) сам педагог рассказывает о своем занятии, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

б) затем присутствующий анализирует положительные стороны занятия;

в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

г)  наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

Формы анализа и самоанализа занятия

     1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

    2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся;

    3. Системный анализ - это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов учения;

    4. Полный - эта система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности занятия;

    5. Структурно-временной анализ - это оценка использования времени занятия по каждому его этапу;

    6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов;

    7. Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).

    8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и умения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);

    9. Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной деятельности обучающихся. Примеры аспектов занятия:

- реализация педагогом триединой задачи занятия;

- использование развивающих методов на занятии;

- изучение способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

- пути развития познавательного интереса;

- формирование общеучебных умении и навыков у обучающихся;

- проверка и оценка ЗУН обучающихся;

- организация проблемного обучения на занятии и т.п.

    10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия(чаще всего системы занятий).

 Комплексный анализ занятия наиболее сложный и целесообразный с позиции обмена опы­том - это комплексный анализ занятия. При таком анализе предлага­ются конкретные задания. Например, один из педагогов в течение занятия тщательно фиксирует время, которое расходуется на актив­ную умственную деятельность, приемы и способы активизации мышления детей. Затем дает характеристику умственной деятель­ности детей в течение занятия. Другой следит за содержанием мате­риала, фиксирует последовательность изложения идей, использо­вание на занятии новых достижений науки и т. д., давая характери­стику научности изучаемого материала. Подобным же образом фиксируются показания по другим сторонам педагогической дея­тельности. Один педагог специально обращает внимание на стиль и характер деятельности педагога, другой наблюдает и анализирует такие важные стороны деятельности, как методика обучения, раз­нообразие приемов и способов преподавания нового материала, закрепление и углубление пройденного; организация деятельности детей на занятии; отношения педагога и обучающихся, педагогическая этика на занятии. Специально дается педагогическая характеристика личности педагога: его культура, манера говорить, качество речи, точность, логичность и образность языка, стиль отношения с деть­ми и т. д.

Содержание комплексного анализа занятия может быть различ­ным. В. П. Симонов и М. Н. Скаткин указывают на некоторые его направления:

Список литературы:

  1. Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.

  2. < > Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.

    Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – 1997. - №1. – С. 30-32.

  3. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – М.: Ладога - 100, 2002.

  4. Кулюткин Ю.Н.Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю.Н. Кулюткин – М.: Просвещение, 1989 . – 128 с.

  5. Левитан К.М.Личность педагога: становление и развитие. [Текст] / К.М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с.

  6. Ситник А.П.Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] /А.П. Ситник – М.:  Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.

  7. Фомин А.А.Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. с.59–65

    .          

Категория: Мои статьи | Добавил: nata (26.08.2014)
Просмотров: 4701 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz