Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 08:50

СП "Прометей"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Система деятельности методиста по формированию профессионально-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования»

 

«Система деятельности методиста

по формированию профессионально-педагогической компетентности

 педагогов дополнительного образования»

 

Кудряшова Наталья Леонидовна,

методист СП «Прометей» ГБОУ СОШ №2

им. В. Маскина

 

Цель – создание условий для непрерывного развития профессионального мастерства педагогов дополнительного образования в целях повышения качества образовательного процесса.

Задачи:

  1. Охарактеризовать деятельность методиста, условий его развития, по управлению качеством методической работы.
  2. Охарактеризовать изменения в профессиональной подготовке педагогов дополнительного образования.
  3. Представить организацию деятельности педагогического коллектива на основе деятельностного подхода.

Содержание системы деятельности методиста по формированию профессионально-педагогической компетентности педагогов ориентированно на законодательные документы в области образования, квалификационные требования к педагогам и методистам дополнительного образования, отражающие современные прогрессивные тенденции развития науки и практики.  Содержание методической деятельности включает серию блоков:

Диагностический блок предполагает осуществление мониторинга профессиональной компетентности педагогов, проводимого в три этапа: входная, промежуточная и итоговая диагностика.

Нормативно-правовой блок включает нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждения дополнительного образования, нормативную базу аттестации.

Педагогический блок дает возможность рассмотреть актуальные проблемы современной педагогической науки и практики; ознакомиться с педагогическими теориями, системами, технологиями; изучить основы педагогической деятельности.

Методический блок позволяет рассмотреть формы методической деятельности; определить качество работы методиста; усовершенствовать работу по организации методических фондов; изучить принципы педагогического проектирования и планирования методической работы.

В блоке «Теория и методика дополнительного образования» изучается специфика образовательного процесса в УДО.

Программно-методический блок включает в себя вопросы технологии разработки образовательных программ (модифицированных, авторских, экспериментальных), методическое и дидактическое обеспечение и оснащение их пособиями.

Психологический блок является сопровождающим всего учебно-воспитательного процесса, основное внимание в котором уделяется изучению личности, особенностям педагогического общения, конфликтологии.

Формирование профессионально-педагогической компетентности педагогических работников реализуется по трем основным направлениям:

1.                    Общее теоретическое образование всего педагогического коллектива.

2.                    Индивидуальное обучение различных категорий педагогов через курсы повышения квалификации СИПКРО.

3. Создание системы управления методической работы через организацию взаимодействия педагогического коллектива на основе деятельностного подхода к ее организации  как условия эффективности.

При организации системы деятельности, были использованы следующие принципы работы:

1. Принцип саморазвития предполагает построение деятельности таким образом, чтобы в результате происходил переход от развития личности к саморазвитию.

2. Принцип самопознания представляет собой процесс формирования потребности педагога заниматься исследованием собственной деятельности, самоанализом и рефлексией, данный принцип предоставляет широкие возможности педагогам включаться в обучение своих коллег, что способствует их самореализации, как в познавательной, так и в творческой деятельности.

3. Принцип практической направленности дает возможность педагогам свои теоретические знания подкреплять практической деятельностью, знакомясь с лучшим педагогическим опытом путем посещения занятий и их анализа, а практикумы по приобретению навыков и умений в педагогической работе становятся неотъемлемой частью любых образовательных тем.

4. Принцип научности предполагает использование в деятельности программ научных достижений в области педагогики, психологии, теории и методики дополнительного образования и воспитания.

5. Принцип системности и последовательности создает условия для формирования у педагогов умений и навыков в определенном порядке, когда каждый этап работы логически связывается с другим, последующий опирается на предыдущий.

Чтобы управлять качеством методической работы (управлять множественными образовательными процессами, организовывать их, развивать, проектировать, нормировать и т.д.), необходим организационный механизм.

Таким механизмом является  система методической службы учреждения. Методист осуществляет управление качеством методической работы через оценку степени реализации плана методической деятельности, определение проблемных зон качества и методов перепроектирования образовательной деятельности с целью перевода в зоны гарантированного качества. Данные задачи решаются через организацию непрерывного системного анализа  методической деятельности.

 Деятельность методиста по управлению качеством методической работы включает в себя:

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Управленческие решения

1. Организационная поддержка

1.

Организация деятельности координационного совета по реализации Концепции развития дополнительного образования

сентябрь

Заведующий

Протокол заседания координационного совета

2.

Организация деятельности творческих групп

октябрь

Методист

Рекомендации

3.

Мониторинг педагогических затруднений

октябрь

Методист

Аналитическая справка

4.

Организация и проведение инструктивно-методических совещаний

В течение года

методист

Программы семинаров

5.

Организация участия педагогов в мероприятиях разного уровня

Согласно плану

Методист

Программы участия

6.

Индивидуальное и тематическое консультирование

По индивидуальному запросу

методист

рекомендации

7.

Организация работы по изучению и использованию методических рекомендаций

В течение го да

 

программы

2. Информационная поддержка

1.

Обновление на сайте СП «Прометей» информации о ходе работы

В течение года

методист

Материалы сайта

2.

Создание и регулярное пополнение базы данных о финансовых, материально-технических, кадровых, научно-методических ресурсах

В течение года

методист

База данных

3.

Пополнение электронной базы нормативных документов, методических рекомендаций

В течение года

методист

 

3. Поддержка формирования и развития кадрового потенциала

1.

Создание условий для прохождения курсов повышения квалификации

По плану

заведующий

график

2.

Обеспечение прохождения курсов повышения квалификации членами творческих групп

По плану

методист

график

4. Научно-методическая поддержка

1.

Участие педагогов в обучающих семинарах

По плану

методист

Обеспечение участия

2.

Индивидуальные и групповые консультации

 

заведующий

методист

Обеспечение участия

3.

Подготовка, обобщение и распространение опыта СП «Прометей»

Январь-июнь

методист

Обеспечение участия

5. Экспертно-аналитическая деятельность

1.

Мониторинг готовности педагогов, выявление профессиональных потребностей и затруднений

сентябрь

методист

Аналитическая справка

2.

Изучение состояния учебного процесса

В течение года

Заведующий, методист

Аналитическая справка

3.

Анализ результатов

Май

методист

Аналитическая справка

6. Нормативно-правовая поддержка

1.

Изучение Концепции развития дополнительного образования детей

сентябрь

заведующий

Педагогический совет

2.

Разработка программы по бучению педагогов

сентябрь

методист

приказ

3.

Разработка методических рекомендаций

октябрь

методист

рекомендации

 

Проектирование индивидуального образовательного маршрута

Одной из технологий, применяемых в методической работе, является  индивидуальный образовательный маршрут педагога (далее ИОМ), на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса. ИОМ педагога проектируется на основе личных образовательных потребностей, специфики методической проблемы, над которой работает педагог, особенностей  проблематики педагогического коллектива.

Технология ИОМ решает в первую очередь группу профессиональных задач проектирования и осуществления профессионального самообразования. ИОМ  педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта выбора, разработки и реализации  личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития. Целью и соответственно результатом реализации ИОМ любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога.

Направления деятельности:

1.      Самообразование педагога.

2.      Деятельность педагога в профессиональном сообществе.

3.      Участие педагога в методической работе ОУ.

Самообразование педагога реализуется через работу с научной и методической литературой, посещение и взаимопосещение занятий, самодиагностику, курсы повышения квалификации, самостоятельное освоение новых образовательных технологий, выполнение исследования, разработку проекта и т.д.

Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе профессиональных сообществ ОУ  (творческая группа, методическое объединение) и др.), а также работу в районных и окружных профессиональных сообществах.

Участие  в методической работе  на уровне ОУ предполагает прохождение корпоративного обучения: традиционные (семинары, лекции, педагогические советы, круглые столы), активные методы обучения (проектировочные семинары, решение профессиональных задач, деловые и ролевые игры, дебаты, дискуссии, тренинги, анализ видеоматериалов). Взаимообучение  и развитие профессиональной компетентности педагогов через различные формы презентаций педагогического опыта (открытые занятия, мастер-классы, презентации на педагогических советах и семинарах, проектная  деятельность, участие в создании банка научно-методических разработок).

Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ (таблица 1) по полугодиям с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.

В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:

  • Достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, технологических карт, статей, разработок занятий и т.д.);
  • Субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде эссе или монографического самоотчета);
  • Формы презентации полученных достижений, в т.ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности (таблица 1)

Направления деятельности

(уровень методической работы учреждения)

Содержание

деятельности

Результат как педагогический продукт

Субъективные достижения

(отношение к результату)

Формы

Презентации

достижений

I полугодие

II полугодие

Самообразование(персональный уровень)

 

 

 

 

 

Работа в профессиональном сообществе (командный уровень)

 

 

 

 

 

Участие в методической работе ОУ (организационный уровень)

 

 

 

 

 

 

 

Творческие группы

Следующий  способ активизации  процесса повышения компетентности педагогов это  организация добровольных объединений педагогов (творческих групп), занимающихся  разработкой какой-либо проблемы, которая требует практического решения.

В соответствии с Положением о творческой группе педагог дополнительного образования с помощью бланка выбора творческой группы выбирает тему для методической работы:

1. Организация работы с родителями.

2. Коллективный способ обучения.

3. Компетентностный подход в обучении.

4. Организация исследовательской деятельности обучающихся.

5. Организация проектной деятельности детского коллектива.

Управление работой групп осуществляется через заседания руководителей творческих групп.

Вопросы заседаний:

1.      Содержание деятельности и организация работы группы: ознакомление с приказом «Об организации научно-методической работы», работа со списками групп.

2.      Ознакомление руководителей групп с пакетом организационных материалов.

3.      Деятельность творческих групп: проблемы и пути их решения.

4.      Обсуждение готовности педагогов по итогам теоретической подготовки и самообразовательной работы по тематике групп.

 

Контрольно - оценочный блок

Для объективизации отслеживания процесса повышения уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов нужен научный подход, а это означает, что анализ развития профессионально-педагогической компетентности педагогов должен носить мониторинговый характер, который целесообразно построить на выявленных научно-обоснованных закономерностях.

Только систематическое и длительное изучение одних и тех же педагогов, может иллюстрировать процесс развития профессионально-педагогической компетентности. Как правило, оно включает в себя пять этапов:

- беседу (тестирование, анкетирование) до начала наблюдения;

- наблюдение (срезовая диагностика) в процессе педагогической деятельности;

- анализ полученных результатов;

- консультативная беседа (круглый стол);

- планирование действий, направленных на совершенствование уровня профессионально-педагогической компетентности педагога (коллектива).

В целом мониторинг профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОД, как структурная часть системы повышения уровня квалификации педагогических работников учреждения ДОД, не может исключать и самодиагностику   профессионально-педагогической компетентность. Самодиагностика профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОД, в данном случае, может послужить толчком к индивидуальной работе над самообразованием и саморазвитием.

Для выявления проблем в методической работе разработана программа  мониторинга по следующим направлениям:

  1. Педагогический коллектив: состав педагогического коллектива на начало учебного года,     педагогический стаж (на начало учебного года), возрастные данные педагогов,  образовательный уровень педагогического коллектива, уровень квалификации педагогов по категориям, повышение квалификации педагогических кадров, мониторинг профессиональных затруднений педагогов, используемые в образовательном учреждении формы методической      работы (креативность педагогов).
  2. Обучающиеся:   дети группы риска (банк данных), обучающиеся СП  «Прометей» по школам, возрасту, изучение потребностей детей в направлениях деятельности СП «Прометей», составление банка данных одаренных детей, составление списков учащихся, отсев учащихся, изучение запроса учащихся на творческие объединения, наличие правонарушений, детский травматизм.
  3. Воспитательная система: уровень воспитанности, изучение потребностей семьи в образовательных услугах дополнительного образования детей, степень удовлетворенности родителей качеством образовательных, воспитательных и социальных услуг, социальный статус семей, анкетирование родителей по проблеме удовлетворенности результатами образовательного процесса в объединении и учреждении в целом, самоопределение выпускников.
  4. Образовательный процесс: составление реестра программного обеспечения учреждения, мониторинг результатов обучения  ребенка по программе дополнительного образования, мониторинг результативности творческих объединений (по итогам полугодия, года), проведение опроса по выявлению социального заказа населения.
  5. Мероприятия: сбор и накопление материалов из опыта работы по методической теме, соотнесение результатов  работы с поставленными целями и задачами, анализ деятельности, на основе анализа деятельности корректировка своей работы, создание банка диагностических методик и измерителей, создание банка статистических и отчетных материалов по итогам диагностических исследований.

 

6. Основная идея инновации:

Эффективность научно-методического сопровождения педагогов на сегодняшний день оказалась существенно зависимой от возможности наполнения этого сопровождения новыми методами, формами, технологиями, способными обеспечить рост профессиональной компетентности специалиста, адекватный меняющимся условиям деятельности и соответствующий тенденциям развития современного образования. Особое  значение приобретает использование технологий сопровождения педагогов, стимулирующих профессиональный рост и совершенствование педагогов, обеспечивающих овладение инновационным опытом, повышающих уровень адаптации к меняющимся условиям деятельности.

7. Обоснование актуальности, научной новизны и практической значимости.

Актуальность: Нахождение путей управления  качеством методической работы педагогов дополнительного образования является важнейшим вопросом инновационной деятельности СП «Прометей» ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина, ж.-д. ст. Клявлино (далее СП «Прометей»). В связи с этим актуальной является задача создания в учреждении дополнительного образования условий для непрерывного образования  и личностного развития каждого педагога. Эффективность научно-методического сопровождения педагогов на сегодняшний день оказалась существенно зависимой от возможности наполнения этого сопровождения новыми методами, формами, технологиями, способными обеспечить рост профессиональной компетентности специалиста, адекватный меняющимся условиям деятельности и соответствующий тенденциям развития современного образования.

 

8. Ожидаемые результаты введения инновации:

         Конечный  результат методической работы педагогического коллектива определяется в соответствии с критериями:

1.      Критерий результативности – результаты образования, воспитания и развития детей, занимающихся в учреждении, растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка.

2.      Критерий рационального использования времени – рост мастерства педагога при разумных затратах времени.

3.      Критерий удовлетворенности педагогов своим трудом – творческая атмосфера учреждения усиливает мотивацию творческого, инициативного, самоотверженного труда педагога.

4.      Критерий взаимосвязи методической работы внутри учреждения с государственной системой повышения квалификации педагогических кадров.

В результате реализации данных критериев, педагоги предстают сформировавшимся субъектом развития своей профессиональной компетентности, а также:

·         получают возможность осмыслить собственную профессиональную деятельность, проанализировать опыт своей методической работы, сформировать пакет документов практического педагога;

· знакомятся с передовым опытом коллег в области педагогической и методической деятельности, включаются в инновационный процесс;

·  овладевают нормативно-правовыми знаниями;

· учатся управлять собственной деятельностью; выявлять и обозначать проблему, цели, прогнозировать результаты, планировать, анализировать свою работу, определять содержание и разнообразить формы, методы и приемы деятельности.

Все это позволяет совершенствовать деятельность педагога и формировать профессионально - педагогическую компетентность специалиста учреждения дополнительного образования детей.

 

9. Основные области применения и перспективы внедрения данной инновации.

Результативность реализации ИОМ педагогов составляет основу для раздела «Достижения» личного портфолио педагогического учреждения любой образовательной организации и отражается в портфолио учреждения.

Управление развитием профессиональной компетентности педагога  направляется на повышение научно-теоретической, методической, психолого-педагогической подготовки педагогов, достижение оптимальных результатов. Разумеется, новое направление в методической работе заключается в становлении педагога-исследователя, способного управлять собственной деятельностью и деятельностью обучающихся, создавать условия для развития личности каждого обучающегося, осуществлять целенаправленное самообразование, преобразование собственной профессиональной деятельности.

10. Преимущества предлагаемой инновации по сравнению с известными.

 

В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, проектировать свой ИОМ. Проектирование и реализация собственного ИОМ становится для педагога ситуацией «проживания инноваций» и способствует подготовке к решению актуальной профессиональной задачи проектирования ИОМ обучающихся.

Таким образом, система деятельности методиста создает условия для непрерывного развития профессионального мастерства педагогов дополнительного образования в целях повышения качества образовательного процесса.

11. Сроки осуществления замысла инновации.

 

2014 - 2015 уч. г. – экспериментальный этап

2015-2018 гг. – основной этап

12. Степень (уровень) проработанности инновации:

2014-2015 уч.год. является экспериментальным  этапом работы инновации. Педагоги дополнительного образования отчитались за  I полугодие по карте индивидуальных образовательных маршрутов. В процессе анализа выявлена система работы педагогов по формированию профессионально-педагогической компетентности. Планомерная работа в данном направлении выявила недостатки и преимущества в работе каждого педагога.

Выполненный объем работ, полученный в результате, нацелил педагогов на более плодотворную методическую деятельность в дальнейшем.

Коллектив для себя определил необходимость продолжения данного направления обоснованность перспективу продолжения работ, необходимых условий;

Ресурсное обеспечение

  1. Научно-методическое обеспечение: программа обучения педагогов «Профессионал»,  программа мониторинга.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов: тренинги, анкетирование, семинары, круглые столы, творческие группы.
  3. Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, электронные сборники методических рекомендаций.
  4. Кадровые ресурсы: методист, прошедший курсы повышения квалификации.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nata (07.05.2015)
Просмотров: 3175 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergNeido  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>подпятник металлоконструкций виды</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz