Роль спортивно- оздоровительных групп в укреплении здоровья школьников.
Несмотря на разносторонние (и не всегда полезные для здоровья) увлечения современных школьников, значительная часть из них делает выбор в пользу спортивных занятий. В этом случае ребята начинают заниматься избранным видом спорта. В случаях, когда возраст или подготовленность не соответствует требуемым, школьникам рекомендуют занятия спортом в спортивно- оздоровительных группах (СОГ).
На спортивно- оздоровительный этап зачисляются учащиеся 6- 17 летнего возраста, имеющие письменное разрешение врача- педиатра и родителей. На этом этапе осуществляется физкультурно- оздоровительная и воспитательная работа, направленная на всестороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта и других видов упражнений (настольный теннис, спортивные игры, гимнастика).
Цели и задачи подготовки детей и подростков, занимающихся на спортивно- оздоровительном этапе:
укрепление здоровья занимающихся
привитие интереса к систематическим занятиям спортом
стабильность состава занимающихся, посещаемость ими учебно- тренировочных занятий
привлечение максимально- возможного количества занимающихся различного возраста к систематическим занятиям избранным видом спорта
формирование у занимающихся основ ЗОЖ, гигиенической культуры и профилактика вредных привычек
всестороннее гармоничное развитие личностных и физических качеств занимающихся, укрепление их здоровья и закаливание организма
освоение теоретических знаний сферы физической культуры и избранного вида спорта, формирование двигательных умений и навыков.
Методические особенности проведения занятий в СОГ.
Проведение занятий должно учитывать положения, отражающие закономерности физического воспитания. При работе с занимающимися различного возраста важно приоритетно учитывать принцип соответствия педагогических воздействий возрасту занимающихся. Для этого необходимо подробно изучать возрастную динамику физических качеств и базирующихся на них особенностей, развития моторных функций организма. Возрастные особенности занимающихся АО многом определяют содержание учебно- тренировочного процесса, постановку долгосрочных целей, подбор оптимальных средств и методов подготовки в различные возрастные периоды.
Эффективность занятий в СОГ для занимающихся различного возраста зависит от реализации определенных требований к процессу подготовки:
учета мотивов и интересов к занятиям физическими упражнениями
тесной связи предыдущих и последующих занятий, каждое занятие должно стать самостоятельной, но неотъемлемой частью системы занятий
организации самостоятельной деятельности занимающихся, обеспечивающей последовательное формирование и закрепление умений и навыков, приемов самоконтроля и самовоспитания, изучения культуры движения.
обязательного использования преподавателем разнообразных организационных форм, средств, методов и приемов
достижения оптимальной двигательной активности у всех занимающихся на каждом занятии
обеспечения рациональных условий проведения занятий со стороны материальных, гигиенических эстетических и морально- психологических требований к ним.
Все это необходимо для воспитания потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Особенности методики работы с занимающимися младшего школьного возраста в СОГ.
При работе с занимающимися упражнения необходимо подбирать так, чтобы они были направлены на обучение двигательным действиям, активно способствовали укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию, развивали физические качества, формировали правильную осанку и обеспечивали становление «школы» движений.
Занятия в СОГ разделяются на 3 части: подготовительную, основную, заключительную. В нем решаются оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи. В процессе занятия при рациональном планировании нагрузки в подготовительной части частота сердечных сокращений (ЧСС) увеличивается на 10-15 % по сравнению с исходным уровнем. Во время основной части занятия, после выполнения основных видов упражнений ЧСС увеличивается на 40-50 % (в подвижной игре на 60-70%) от исходного уровня. В заключительной части занятия показатели ЧСС снижаются.
Содержание занятия в СОГ.
1. Ходьба с различными заданиями, бег в среднем темпе, ходьба с восстановлением дыхания, общеразвивающие упражнения (ОРУ).
2. Выполнение основных движений (двух, трех). Они должны отличаться по своему влиянию на организм занимающихся. Например, упражнения прыжковые или упражнения в парах.
3. Подвижная игра, направленная на изучение и совершенствование ранее освоенных движений.
4. Заканчивается занятие бегом в медленном темпе, ходьбой, упражнениями на гибкость и расслабление мышц.
Средства, применяемые на занятиях, включают ходьбу и бег, упражнение на равновесие в пространстве, упражнения в висах, лазании, прыжках, ОРУ, подвижные игры, эстафеты. Для воспитания личностных качеств занимающихся, применяются средства нравственной, эстетической интеллектуальной подготовки. Основы теоретических знаний формируются у занимающихся в соответствии с технологиями обучения здоровью и планом теоретической подготовки.
Список литературы:
Теория и методика физического воспитания./Под редакцией Т. Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2003.
Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. /Кузнецова И.В. М.: Радио и связь. 2003.
Настольная книга учителя физической культуры /Под редакцией Л.Б. Кофмана. М.: ФиС, 1998.
|