Пояснительная записка
Семья и образовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребенка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.
К сожалению, чаще всего работа с родителями ведется только по тем направлениям педагогической пропаганды, где семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Совершенно очевидно, что на вопрос «только ли семья может обеспечить воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности» - ответ однозначен: нет. Важную помощь семье в воспитании ребенка оказывают учреждения дополнительного образования детей. Для этого есть все объективные и субъективные предпосылки.
Учреждения дополнительного образования детей прочно занимают собственную нишу – есть свободный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве, ситуация успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную «Я-оценку», а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации. Именно дополнительное образование предлагает каждому ребенку множество ролей для создания собственного образа. Здесь развиваются креативные качества личности, а технологическое образование в этой системе направлено на совершенствование профессионально важных качеств: умения контролировать и корректировать планы, саморазвиваться в избранной сфере деятельности.
Ведущая идея программы клуба «Рука в руке» - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Исходя из вышесказанного, определяются цели, задачи, организационно-педагогические основы программы.
Цель: взаимодействие с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка.
Задачи:
- Выработка взаимопонимания
- Привлечь родителей к управлению и поддержке воспитательного процесса
- Выработка совместной деятельности и путей ее достижения
- Оказание, семье разнообразной специальной психолого-педагогической помощи
- Повышение педагогической культуры родителей
- Создание единого воспитательного пространства.
В структурном подразделении «Прометей» взаимоотношения с родителями складывается по следующей схеме:
-
Взаимное знакомство: изучение потребностей родителей в дополнительном образовании в целом, а также в услугах конкретного учреждения, а затем на основе анализа полученных данных формирование соответствующего пакета предложений;
-
Общение с родителями в процессе посещения детьми учреждения;
-
Взаимодействие с родителями с целью налаживания конструктивных изменений в их отношениях с детьми.
Базовые принципы
Целесообразность: соответствие цели и действий, направленных на ее реализацию.
Личностный подход: воспитание, становление и развитие личности – главный приоритет работы дополнительного образования детей.
Совместная деятельность: в процессе совместной деятельности ее участники получают возможность лучше узнать друг друга, сблизиться, приобретают опыт общения.
Творческая деятельность: творчество как одна из форм самовыражения личности.
Событийность: наличие ярких запоминающихся событий, творцами и участниками которых являются члены клуба.
Природосообразность: деятельность строится с учетом индивидуальных биологических, психологических, психических особенностей.
Культуросообразность: формирование личности через познание и усвоение национальной, материальной и духовной культуры в сравнении с мировой.
Эстетизация: совершенствование этико-эстетического направления, соответствие формы содержанию.
Принцип взаимовлияния личностей: нельзя воспитывать, не воспитываясь
Главными приоритетами деятельности СП «Прометей» являются:
-
Мобильность – быстрое реагирование на потребности социума, расширение видов деятельности, разработка новых вариативных программ;
-
Персонификация образовательного процесса, когда ребенок находится в центре интересов всех педагогических сил и образовательный процесс подстраивается под запросы каждого ребенка и его родителей;
-
Профессионализм кадров, педагогических и управленческих;
-
Многофункциональность – предоставление широкой палитры услуг при осуществлении деятельности в нескольких направлениях: образование, работа в социуме, культурно-досуговая деятельность.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Выстраивание системы взаимоотношений «педагог-ребенок-родитель» по принципу «человек-человек».
- Оказание семье разнообразной помощи через привлечение родителей к делам и проблемам СП «Прометей»
- Повышение роли семьи в воспитании детей и получении дополнительного образования
- Профилактика негативного семейного воспитания
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ
- Сформированность интереса к личностному развитию ребенка, к воспитательной деятельности.
- Сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка; уважительное отношение к ребенку как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
- Сформированность уважительного отношения к педагогическому коллективу.
Первый запрет – на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда педагог «идет» за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями носят преимущественно деловой характер и касаются развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.
Второй запрет – на обсуждение с родителями внутриучрежденческих отношений. Непреложное правило: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.
Третий запрет – на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.д.
Ключом педагогической деятельности является интерес к человеку: «Какие интересные у нас дети! Как интересно они развиваются! Какие интересные вещи с ними происходят! Как интересно за ними наблюдать! Как интересно помогать им и преодолевать трудности!»
Тематический план программы
№
|
Тема
|
Кол-во
занятий
|
Цель
|
Форма работы
|
1.
|
Давайте познакомимся. Ваш ребенок и его друзья.
|
1
|
Познакомить родителей друг с другом, сформировать мысль о единстве родителей, школы, детей
|
Тренинговое занятие
|
2.
|
Воображение и его роль в жизни ребенка
|
1
|
Подчеркнуть важность воображения в общем и эстетическом развитии ребенка
|
КТД
|
3.
|
Путь к сердцу ребенка. Роль родителей в организации ребенка.
|
1
|
Формирование у родителей желания воспринимать ребенка, как самостоятельную личность
|
Практикум
|
4.
|
Творческое развитие детей, как фактор формирования личности
|
1
|
Формирование у родителей адекватной оценки способностей своего ребенка
|
Практикум
|
5.
|
Физическое воспитание ребенка.
|
1
|
Расширение информационного поля родителей о пользе физического воспитания детей.
|
Практикум
|
6.
|
Нравственные идеалы в семье.
|
1
|
Создание условий для повышения роли нравственного воспитания детей
|
Практикум
|
7.
|
Научимся любить своих детей. Любовь к ребенку как фактор его психологического здоровья.
|
1
|
Выработка оптимальных требований и условий для благоприятного духовного и психологического здоровья и развития ребенка.
|
Тренинг
|
8.
|
Положительные эмоции и их значение в жизни человека.
|
1
|
Выработка оптимальных требований и условий для благоприятного психологического здоровья и развития ребенка.
|
Практикум
|
9.
|
Дети глазами родителей, родители глазами детей
|
1
|
Создание условий для духовного сближения взрослых и детей, формированию положительных эмоций
|
Круглый стол
|
10
|
Природа и дети. Экологическое воспитание в семье.
|
1
|
Создание условий для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом
|
КТД
|
Список использованной литературы
- Али Акбар Фурутан «Отцы, матери, дети. Практические советы родителям». – М.: 1992.
- Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М.: 1989.
- Журнал «Внешкольник» №8,9,11 – 2002.
- Журнал «Дополнительное образование» №1 – 2003.
- Журнал «Классный руководитель» №1,2 – 2000, №6, 7 – 2001, № 4,8 – 2002.
|