Введение
В последние годы особенно остро встал вопрос о возрождении культуры общения наших сограждан. Невоспитанность, грубость, сквернословие в общественных местах, к сожалению, стали привычным, повседневным явлением жизни.
Не уделяют должного внимания воспитанию культуры поведения детей ни родители в семье, ни педагоги в школах и внешкольных учреждениях. Между тем решение этой важнейшей педагогической задачи немыслимо без участия школы и учреждений дополнительного образования.
Личный пример педагога, беседы о культуре поведения, а также практические занятия по этикету, работа в этом направлении с родителями – все это способно оказать благотворное воздействие на воспитанников. Полученные в ходе занятий знания рекомендуется закреплять в активной игровой форме. Состязательный момент повышает интерес учащихся к правилам хорошего тона, а разыгрываемые ситуации позволяют ребятам увидеть собственные промахи, легче усвоить правила этикета.
Занятие проходит в виде игры и предназначено для детей старшего школьного возраста.
Цель: познакомить ребят с хорошими манерами в разных странах, этикетом за столом, литературными произведениями, в которых встречаются правила поведения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Что такое этикет?
Это – можно,
Это – нет…
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике,-
У людей на языке…
Очень просто жить культурно:
Все прекрасно, что не дурно…
Одним словом, этикет – это умение людей общаться между собой, умение человека жить в обществе, контролировать свои поступки. Еще издавна люди говорили: «Уважен хочешь быть – умей других уважить».
1 конкурс «Кто быстрее»
Ведущий задает определенное количество вопросов сразу обеим командам, чья команда быстрее поднимет руку и даст правильный ответ, зарабатывает 1 балл. В этом конкурсе можно заработать 13 баллов.
-
Что такое этикет?
-
Менялись ли правила этикета с течением времени?
-
Где должен находиться мужчина, идущий с женщиной, - слева или справа от нее?
-
Можно ли войти в магазин с собакой?
-
Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра?
-
Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса?
-
Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями?
-
С какого слова звонящий должен начинать телефонный разговор?
-
Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключился?
-
Кто первым должен заканчивать разговор по телефону?
-
Как правильно произнести слова «звонишь», «звонит»?
-
С какой стороны нужно обходить прохожих?
-
Что нужно сделать, если Вы случайно столкнулись с кем-нибудь?
2 конкурс «Национальные особенности этикета»
За каждый правильный ответ, команда получает 5 баллов, за неточности в ответе жюри может снизить баллы на свое усмотрение. В этом конкурсе можно заработать 10 баллов.
Интересно отметить, что в разных странах этикет имеет свои национальные особенности, о которых мы должны помнить, чтобы в общении с представителями этих стран не попасть впросак.
Вопрос 1-й команде. Один из русских, приглашенных в дом к англичанам, пожелал показать себя воспитанным человеком. Приветствуя хозяйку, поцеловал ей руку и сделал комплимент: «Какое у вас красивое платье!», а в разговоре часто употреблял слово «джентльмен». Почему? (Наш соотечественник совершил несколько непростительных ошибок. Во-первых, сдержанные англичане не позволяют себе публично целовать руки дамам, говорить им комплименты. А что касается слова «джентльмен», сами англичане говорят, что «истинный джентльмен тот, кто ни разу не произнес этого слова»).
Вопрос 2-й команде. Если ваши новые знакомые в Испании пригласили вас на обед или ужин, как вы поступите? (В Испании первое приглашение – лишь форма вежливости. От него следует отказаться, так же как и от второго. И лишь третье приглашение выражает истинное желание хозяев видеть вас в своем доме).
Вопрос 1-й команде. Если вы хотите встретиться в Америке с друзьями, пойдете ли вы к ним по известному вам адресу сразу же после своего прибытия в Штаты? (У американцев не принято ходить в гости без предупреждения. О визите надо обязательно договориться по телефону).
Вопрос 2-й команде. Покажите, как приветствуют друг друга японцы. (Японцы, встречаясь со знакомыми, складывают руки и прижимают их к груди, обмениваясь низкими поклонами).
3 конкурс «Гостеприимные хозяева»
В этом конкурсе принимают участие по 2 человека от каждой команды. На обдумывание ответов дается 10 минут, после чего зачитываются сформулированные правила. За каждый достойный ответ можно заработать 3 балла.
Предлагаем вам, опираясь на свои знания этикета, составить правила приема гостей. (Ведущий раздает участникам листы с записями).
-
Быть предупредительным хозяином это значит…
-
Быть щедрым хозяином – это значит…
-
Быть бескорыстным хозяином – это значит…
-
Быть тактичным хозяином – это значит…
4 конкурс «Сценки из жизни»
В конкурсе принимает участие вся команда, им предлагается разыграть следующие ситуации. Жюри оценивает оригинальность и правильность выхода из данной ситуации. Конкурс оценивается по 5-ти бальной системе.
Ситуация для 1-ой команды. Юноша торопится на встречу с друзьями, но мама не пускает его: не приготовлены уроки, не убрана комната… Как убедить маму? Наконец мама отпускает сына с условием, что он вернется к 11 часам вечера. Сын по какой-то причине задерживается, мама начинает волноваться. (Придумайте финал).
Ситуация для 2-ой команды. Вы спешите на занятия, опаздываете, а к вам на улице обращается пожилая женщина с просьбой помочь ей перейти через улицу. В результате вы опоздали на урок и теперь должны войти в класс…(Придумайте финал).
5 конкурс «Конкурс капитанов».
В этом конкурсе участвуют капитаны команд. Ведущий задает вопросы, кто быстрее и правильно ответит на поставленный вопрос, зарабатывает 2 балла. В этом конкурсе можно заработать 12 баллов.
-
Куда следует класть салфетку? (Салфетку кладут на колени, где она и остается до конца трапезы. Выходя из-за стола, салфетку кладут слева от тарелки).
-
Как правильно следует есть первое блюдо (суп, бульон)? (Не следует набирать полную ложку, чтобы не расплескать. Не следует наклонять тарелку для того, чтобы вычерпать жидкость «досуха»).
-
Как нужно есть мясные блюда? (Мясное блюдо не следует разрезать сразу на несколько кусков, нужно постепенно отделять маленькие кусочки).
-
Как едят рыбу? Следует ли подавать нож к рыбным блюдам? (Рыбные блюда не режут ножом, однако специальный нож необходим для того, чтобы им придерживать рыбу, от которой вилкой отделяется мясистая часть).
-
Как едят фрукты? (Из фруктов, поданных на общем блюде, не следует выбирать те, сто получше, - нужно брать те, что лежат ближе к вам. Совершенно недопустимо перебирать фрукты, ощупывать их).
В конце игры жюри подводит итоги и объявляет победителей.
Приложение
Советы мудрецов
«Есть только одно благо – знание и только одно зло – невежество».
Сократ
«Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают».
Ф.Бекон
«Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны нами и самими собою».
Ж.Лабрюйер
«Только умея слушать и отвечать, можно быть хорошим собеседником».
Ф.Ларошфуко
Народная мудрость об этикете
«Только тот истинно учен, кто хорошо поступает».
Древнеиндийский афоризм
«Точность – вежливость королей».
Старая английская пословица
«Этикет надо соблюдать даже в дружбе».
Японская пословица
«Вежливости учись у невежи».
Казахская пословица
|