Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 25.05.2018, 21:18

СП "Прометей"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Методическая разработка

 

Введение.

В последнее время возросло внимание государства к развитию физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Важная роль в этой деятельности принадлежит учреждениям дополнительного образования детей. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование каждого ребенка, формирование здорового образа жизни.

Педагоги дополнительного образования находятся в постоянном поиске новых привлекательных для детей форм, методов и средств организации физкультурно-спортивных занятий, призванных обеспечить укрепление здоровья и повышение физической подготовленности воспитанников.

Все чаще педагоги стали обращаться в своей деятельности к народной физической культуре как неисчерпаемому источнику знаний о ее многовековых традициях у различных народов, населяющих Российскую Федерацию.

В настоящее время традиционные игры и состязания трансформировались в национальные виды спорта.

Игра нередко являлась составной частью трудового процесса, входила в его завершающую часть. Кроме того, игра еще и явление художественно-драматическое. Таким образом, игры – это уроки жизни. Вместе с игрой в жизнь детей входит и прекрасное: игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества.

Народные игры, как правило, коллективны, в них принимают участие дети разного возраста и взрослые. И ценным является то, что старшие по отношению к младшим выступают в роли воспитателей. Народные игры побуждают детей к самовоспитанию. Почти все они имеют массовый характер, им свойственна атмосфера естественности, непрерывности.

Большое внимание в игре уделяется точному соблюдению правил, которые налагает на каждого участника выполняемая им роль. Отклонение от правил вызывает осуждение.

Игры – это своего рода школа для ребенка. Поэтому надо широко и умело использовать народные игры в образовательном процессе.

В учреждениях дополнительного образования детей организованы подвижные перемены, составной частью которых являются народные игры. Интересно проходят конкурсы, праздники, спартакиады народных игр.

Один из традиционных и наиболее любимых всеми праздников – «Мама, папа, я – спортивная семья», с использованием народных игр.

Целью праздника является: пропаганда здорового образа жизни, развитие физических способностей, сноровки и смелости, самостоятельности и выдержки, умение действовать коллективно.

Задачи:

  • Воспитание уважения к национальным культурам разных народов России.

  • Воспитание физической культуры и нравственной сплочённости семьи.

  • Развитие спортивных и двигательных навыков у детей и взрослых.

  • Профилактика и предупреждение заболеваний детей и взрослых.

Инвентарь: канат, мешочки с песком, мяч, бита.

ХОД  ПРАЗДНИКА

Зал украшен воздушными шарами, гирляндами, плакатами, звучит музыка.

Под звуки марша команды входят в зал и строятся.

Ведущий: «Веками уклад народной жизни обогащали самобытные игры и забавы. Они помогали коротать ненастные, длинные осенние и зимние вечера, способствовали развитию детворы, делая ее бойкой, задорной, выносливой и закаленной, приучали не бояться трудов и забот в хозяйстве, ремесле, охоте, ратном деле. Раньше играли все: дети и молодежь, не чурались игр по праздникам и люди степенные. И теперь на «пятачках» скверов среди асфальта иногда так тянет сбросить ботинки и пробежаться босиком, снова прикоснуться к целительной стороне детства – игре.

В суете обычных дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полеты на Луну,

Вспомним старые забавы,

Вспомним русскую игру».

В зал входят 2 скомороха и ведут диалог:

1-й скоморох. Ты чего, Федул, губы надул?

2-й скоморох. Что-то скучно, что-то грустно и так тяжко в груди.

1-й скоморох. Не сердись, а радуйся, ведь такая игра впереди.

2-й скоморох. Игра как игра, что в этом хорошего?

1-й скоморох. Как, что хорошего? Это ведь не простая игра, а народная.

2-й скоморох. Ну, тогда, на команды разобьемся, да по сторонам разойдемся.

1-й скоморох. А теперь начнем играть, прыгать, бегать и скакать.

2-й скоморох. Что ж, давайте, мы сыграем, свою ловкость испытаем.

         1-й скоморох. Для начала проверим вашу сообразительность.

         2-й скоморох. Загадаем вам загадки, кто больше отгадает, тот игру первым начинает.

Загадки:

1. Вот такой забавный случай!

 Поселилась в ванной туча:

 Дождик льётся с потолка

 Мне на спину и бока.

 Дождик теплый, подогретый,

 На полу не видно луж…

 Все ребята любят …(душ)

2. Хвостик из кости,

 На спинке щетинка. (зубная щётка)

3. Ускользает, как живое,

 Но не выпущу его я.

 Белой пеной пенится,

 Руки мыть не лениться. (мыло)

4. Просыпаюсь рано утром

 Вместе с солнышком румяным,

 Заправляю сам кроватку,

 Быстро делаю … (зарядку)

Первое задание «Представление команд»

Русская народная игра «Два Мороза»

На противоположных сторонах зала линиями отмечаются два «дома» на расстоянии 10-20 м один от другого.  Водящих в середине двое (два игрока одной команды) - два «мороза»: «мороз - красный нос» и «мороз - синий нос». Участники второй команды, находятся на одной стороне площадки за линией «дома».

 Оба «мороза» стоят лицом к играющим и обращаются со словами:

 - Мы два брата молодые,

 Два мороза удалые.

 Один из них, указывая на себя, говорит:

- Я мороз - красный нос.

 Другой:

- Я мороз - синий нос.

 И вместе:

 - Кто из вас решится

 В путь-дороженьку пуститься?

 Команда отвечает:

 - Не боимся мы угроз,

 И не страшен нам мороз!

 После этих слов играющие бегут на другую сторону площадки за линию «дома». Оба «мороза» ловят и «замораживают» перебегающих. Те сейчас же останавливаются на том месте, где их «заморозили». Затем «морозы» опять обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают обратно в «дом», по дороге выручая «замороженных»: дотрагиваются до них рукой, и те присоединяются к остальным ребятам. «Морозы» ловят играющих и мешают им выручать «замороженных». Играют так несколько раз. Затем выбирают новых водящих из непойманных игроков. В заключение отмечается, какой «мороз» сумел больше «заморозить».

Правила.

Выбегать можно только после слов «не страшен нам мороз».

Если кто-либо выручит «замороженного», но сам, не добежав до «дома», будет «заморожен», то вырученный им опять становится на место, где был «заморожен».

2-й скоморох. Ох, давно так не играл и немножечко устал.

1-й скоморох. Что, здоровье подкачало? Нашим играм лишь начало. Вот еще в одну сыграем, быстро ту мы испытаем.

Мордовская народная игра «За капустой».

Игроки, взявшись за руки, образуют круг – «огород». В одном месте цепь разорвана – это «калитка». «Заяц» через «калитку» пробирается в огород, он бегает, прыгает, изображает, что ест «капусту». По сигналу «собака!» он пытается убежать через «калитку», но она закрыта. Тогда «заяц» ищет слабую цепь, чтобы разорвать ее. Если ему это удается, он остается «зайцем» еще один кон. В противном случае, становится в круг, а его место занимает один из игроков.

Башкирская народная игра «Уральский мяч» (Урал тубы)

 На площадке чертят три параллельные линии длиной 10 м на расстоянии 5-6 м друг от друга. Первая называется линией бросания мяча, вторая - средней линией, третья - линией обхода. Играющие делятся на две команды: бросающих мяч и ловящих мяч («пастухов»).

 Команда бросающих становится за линией бросания, «пастухи» размещаются произвольно на всей площадке до линии обхода. Один игрок из команды бросающих подбрасывает мяч и с силой направляет его ударом руки в сторону линии обхода. Затем сразу же бежит за мячом к этой линии, добегает до нее и возвращается на место к линии бросания. «Пастухи» стараются поймать мяч и бросить его в сторону линии бросания до того, как бросивший добежит до своего исходного места. Если «пастухам» удастся это, то игрок, бросавший мяч, остается на том месте, до которого успел добежать. Затем мяч бросает второй участник из команды бросающих. Игрок, добежавший до своего места, получает право бросать мяч еще раз.

 Если все игроки, бросавшие мяч, остаются между линией обхода и линией бросания, то чертится еще одна, прерывистая, линия, которая называется «мостиком из одного волоска». Она разделяет на равные части поле между линией обхода и средней. На этой линии выстраиваются участники команды, бросающие мяч.

 Один из участников команды «пастухов» берет мяч и, подойдя к линии бросания, считает до трех. Один из игроков, стоящих на линии, должен отбежать в любую сторону от «пастуха», а тот вдогонку убегающему бросает мяч. Если «пастух» попадет в убегающего, то команда бросающих становится командой «пастухов». В противном случае команда бросающих занимает свое прежнее место.

Правила.

Мяч отбивают примерно с середины линии бросания.

Мяч бьют строго по очереди.

Игрок, успевший добежать до линии обхода и вернуться на линию бросания не будучи осаленным, должен повторно бросить мяч (сразу, без отдыха).

Мяч можно ловить и брать с земли.

2-й скоморох. Ох, устали мои ножки, отдохнем давай немножко.

1-й скоморох. Мы еще и не играли, твои ножки уж устали. Дальше будешь ты играть?

2-й скоморох. А что, будем мы скакать?

1-й скоморох. Ну, скорей давай ответ, ты играешь или нет?

2-й скоморох. Продолжаю я играть, хватит без толку стонать.

Татарская народная игра «Продаём горшки» (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

 

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

—  «Эй, дружок, продай горшок!»

 —  Покупай!

 —  Сколько дать тебе рублей?

 —  Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры:

бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;

бегущие не имеют права задевать других игроков;

водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

         Чувашская народная игра «Луна или солнце» (Уйохпа хэвель)

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

2-й скоморох. Поиграли, поскакали, видно, все мы здесь устали?

1-й скоморох. Что ж, давай поотдыхаем, им загадки загадаем.

Загадки.

1.Он без солнца даже сник.

Любит свет подсолнечник.

У него на темечке прорастают …(семечки).

2.К молнии прибавим гром!

Что получим, - пропоем (гро-о-за-а-а).

3.Вьется, вьется меж полей,

Я иду домой по ней. (тропинка)

4.Без меня бы не было дождя.

Вы, конечно, знаете меня? (туча)

5.Эта домашняя птица щипается, если злится.

А после к пруду опускается и долго в воде плескается  (гусь)

6.Эта певчая птица с воробьями роднится,

Но звучит ее голос иначе,

Его даже путают с плачем. (иволга)

1-й скоморох. Вот загадки отгадали, давай снова поиграем.

2-й скоморох. Становитесь-ка в ряды, детки, мы проверим, как вы метки.

Казачья народная игра «В три бабки»

Перед началом игры игроки конаются, т. е. берется палка, один игрок обхватывает ее рукой у нижнего конца, другой берется выше его руки и т. д. Последний игрок, взявшийся за конец палки, называется «верх», а другой «низ». «Верхи» бьют, а «низы» идут в поле.

Для этой игры в землю втыкаются три палочки (бабки): первая бабка, от которой бьют «битой» мяч, вторая втыкается недалеко от первой, несколько в стороне, а третья — шагов на 30—40 от первой. Играющие бьют по очереди. Бить можно только один раз. Ударивший мяч отходит ко второй бабке, куда идут и другие. Если мяч залетел далеко, стоящие у второй бабки перебегают к третьей, а если можно, то бегут и назад. Если же нет возможности бежать назад, то ожидают там удобной минуты, чтобы помчаться к первой бабке. Стоящие в поле стараются ударить мячом кого-нибудь из бегущих. Если это им удается, они все бросаются к первой или ко второй бабке, смотря по тому, куда бежать ближе и удобнее. Побежденные в это время стараются в свою очередь ударить мячом кого-либо из противников, и если им это удается и они вовремя убегут к бабкам, то продолжают бить, а если нет, идут в поле, а низы начинают игру. Иногда взаимное выбивание повторяется несколько раз.

Правила игры:

выбивать можно только тогда, когда играющие находятся между второй и третьей бабками; забежав за ту или иную бабку, играющий вполне обезопасен от удара;

кроме удара противника, стоящие в поле получают право бить мяч еще и тогда, когда кто-нибудь из них поймает мяч на лету.

Калмыцкая народная игра «Альчики» (Игральные кости)

Каждый из участников игры ставит на землю условленное количество альчиков в стоячем положении в один ряд так, чтобы образовалась линия длиной до 1 м. Игроки отходят от этого места на значительное расстояние (до 10—15 м) и оттуда бросают биты с таким расчетом, чтобы выбить альчик из образованного ряда на расстояние шага (не менее 50 см).

Игральными костями (альчиками) служат овечьи, редко козьи астраганы. Коровьи астраганы выступают в роли биты.

Правила игры:

бросать биту следует поочередно;

выигравшим считается тот, кто выбил три аль-чика подряд. Он забирает либо все кости, поставленные на кон, либо те из них, которые он сумел выбить.

 

 

Белорусская народная игра «Посадка картофеля»

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым, — капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (мешочки с песком). На расстоянии двадцати-тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны команд бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружочек, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку, и т. д.

Правила игры:

- капитаны стартуют по сигналу;

- игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать;

- подбегать к команде надо с левой стороны.

1-й скоморох. Четко, ловко поиграли, камушки все посбивали.

2-й скоморох. Ну, давай еще сыграем, силушку мы испытаем.

Русская народная забава «Перетягивание каната»

На площадке проводят прямую линию и, разделившись на две равные по силам команды, играющие становятся по обе стороны линии. Затем каждая команда образует собой цепь: каждый из стоящих один за другим крепко обхватывает за пояс впереди стоящего, причем стоящий впереди должен быть сильнее других (а самый слабый позади всех). Команды становятся одна напротив другой, передние игроки берутся за канат, и по сигналу начинается перетягивание. Команды стараются перетянуть соперников на свою сторону. Игра заканчивается, когда последний играющий проигравшей команды заступает за линию.

Ведущий: Вот и закончилось наше веселое путешествие по традициям и играм народов России.

Сегодня проигравших нет,

Есть просто лучшие из лучших.

Пусть в каждом сердце дружбы свет,

 Зажжет поступков добрых лучик.

1-й скоморох.

Мы сегодня поиграли

Много новых игр узнали.

2-й скоморох.

А теперь скорей бегите

И другим всем расскажите.

Ведущий: Пусть все это только игра,

 Но ею сказать мы хотели:

 Великое чудо – семья!

 Храните ее, берегите ее!

 Нет в жизни важнее цели!

 До новых встреч!

           Под музыку «Подари улыбку мира» А. Варламова, дети с родителями

выходят из зала.

Список использованных источников:

  1. Морозов И.А., Слепцова И.С. Забавы вокруг печки. Русские народные традиции в играх. М., 1994, изд. «Роман-газета»

  2. Макаркин Н.П., Лузгин А.С. Мордва. Мокша Эрзя. Очерки по истории, этнографии и культуре Мордовского народа, Саранск. Мордовское книжное изд-во, 2004.

  3. Иванов В.П, Николаев В.В. Чуваши. Этническая история и традиционная культура.

  4. Научно-методический журнал Физическая культура в школе №3, 2005

  5. Научно-методический журнал Физическая культура в школе №8, 2006

  6. Научно-методический журнал Физическая культура в школе №6, 2009

  7. Научно-методический журнал Физическая культура в школе №1, 2009

  8. Научно-методический журнал Физическая культура в школе №7, 2010

     

     

     

     

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nata (18.08.2014)
Просмотров: 434 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz