Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 16.07.2018, 17:39

СП "Прометей"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Методическая разработка

    

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
В.А. Сухомлинский

Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач  дошкольного обучения и воспитания.  Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольника.

 К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта, речи, мелкой моторики руки. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

По значимости для развития детей японцы ставят оригами на первое место. Искусство оригами  манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного листа бумаги. Оно доступно для всех. Потому что всё, что нужно иметь – это бумага и желание. Как безгранична фантазия человека, так и разнообразен мир оригами.

«Таинственный мир превращенья бумаги.

Здесь все чародеи, волшебники, маги.

Творят они сказки своими руками.

И мир тот волшебный зовут оригами»

Мастера оригами говорят, что при складывании фигурок «голова работает руками».  Это увлекательное занятие является средством решения многих педагогических задач. Оно способно одновременно поднять настроение и гармонировать работу полушарий головного мозга, потому что всё  делается двумя руками. Эта деятельность воспитывает у детей аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, зрительную и слуховую память, уверенность в своих силах, терпение, организованность, фантазию, творческие способности, интуитивное мышление, способность к озарению, вырабатывает сложную координацию движений кисти.  Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Они тесно взаимосвязаны. После каждого занятия дети могут поиграть с игрушками, придумать небольшую сказку. Так будет развиваться не только речь, но и артистические способности, умение выражать свои мысли, раскрепощённость.

Таким образом, оригами может существенно помочь в подготовке ребёнка к школьному обучению.

Старший дошкольный возраст - это дети в возрасте 5-6 лет. В этом возрасте ребенка начинают подготавливать к школьной деятельности. Поэтому внимание родителей и педагогов старшей группы приковано не только к воспитанию личностных качеств, но и на оттачивание умений и навыков, необходимых для поступления в первый класс.

Многие психологи рекомендуют оригами в качестве расслабляющей деятельности и используют в качестве техники снижения стресса. Особенно оригами рекомендуется гиперактивным детям для тренировки внимания и управления своими эмоциями.

Кроме того, это один из самых доступных и безопасных способов развлечения. Основным материалом для изготовления фигурок служит бумага, самая обычная. Бумага безопасна в использовании, легко гнется, ее не жалко испортить.

Область применения оригами очень обширна: это и подарок, сделанный своими руками, и упаковка подарков, и украшение праздничного стола, и создание одежды. По ходу складывания фигурки можно рассказывать и демонстрировать сказку. Еще одним очень интересным опытом для детей станет кукольный театр, актерами в котором служат пальчиковые фигурки животных, сделанные из бумаги.

Таким образом, занятия оригами:

 - дисциплинируют;

 - воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);

 - способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства;

 - влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценке.

Начинать осваивать это искусство не поздно в любом возрасте, ведь не зря говорят: "Когда бумага складывается – ум разворачивается".

Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза.

Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Искусство оригами интригующая загадка и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус – это чудо! В одном листике скрыты невероятное множество различных образов: и традиционные кораблики и самолетики, и причудливые драконы и птицы, животные и другие интересные птицы. Как и в любой игре, главное здесь удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.

Оригами одно из традиционных японских искусств, а также излюбленное развлечение не только японцев всех возрастов - малыши и пожилые люди с удовольствием складывают оригами в свободное время. Традиционно фигурка складывается из квадратного листа специальной прочной и гибкой бумаги без помощи клея и ножниц.

Слово ОРИГАМИ переводится как "сложенная бумага" (ори-гами): “ори” - означает сложенный, а “гами” - это и "бумага" и "Бог" одновременно. Поэтому японцы с особым почтением относятся к искусству складывания. В древней Японии бумажные фигурки участвовали в религиозных обрядах, а позднее очень полюбились при императорском дворе. Знатная дама могла получить любовное послание на листе бумаги, сложенном в форме цветка или бабочки. Умение складывать было признаком хорошего образования и тонкого, изысканного вкуса.

Складывание каждой фигурки представляло собой сложный ритуал и сопровождалось молитвой. Высокая степень концентрации, необходимая для точного повторения традиционных движений, и богатая смысловая нагрузка вызывали особого рода медитацию.

В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов раскрыта сущность оригами. Это искусство, которое

  • помогает развивать художественный вкус и логику;

  • эффективно способствует формированию пространственного воображения;

  • развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);

  • активизирует мыслительные процессы;

  • совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;

  • развивается глазомер;

  • < >

    воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;

  • способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;

  • влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;

    Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка:

  • доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;

  • абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;

  • оригами не требует больших материальных затрат;

  • оригами - коллективное творчество.

    Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Фигурки, выполненные детьми под руководством родителей в технике оригами, будут одним из методов повышения качества подготовки детей к школе.

     Методические рекомендации для родителей:

    1. Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.

    2. Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком.

    3. В занятиях с детьми начинайте с самого простого, а затем постепенно усложняйте задание.

    4. Наблюдайте за работой детей, умейте вовремя прийти на помощь. Формы ее могут быть разнообразны: совет, вопрос, непосредственная помощь.

    5. Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.

    6. Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.

    7. Работа по выполнению поделок оригами способствует развитию: памяти, внимания, воображения логического мышления, развивает пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук, готовит ребенка к успешному обучению в школе.

    Оригами является универсальным способом обучения, его можно прекрасно сочетать с занятиями по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике, обучению грамоте.

    Вывод:  овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. развитию ребёнка.

     

     

     

     

     

     

     

    Литература

     

     

  1. Богатеева 3.А. Чудесные поделки из бумаги. - М., 1992

  2. Выгорнов В.В. - Мир оригами. - М., 1992

  3. Выгорнов В.В. Оригами. - М., 2003

  4. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М., 1999

  5. Русакова М.А. Складывание фигурок из бумаги. Дошкольное воспитание № 8, 1999

  6. Дементьева Л. Бумажная пластика оригами. Дошкольное воспитание № 8, 2003

  7. Долженко Г.И. 100 оригами. - Ярославль; "Академия развития", "Академия К0", 1999.

  8. Игрушки из бумаги. - СПБ ООО Издательство "Кристал" 1999.

  9. Капитонова И. Цепочки образов и оригами; складывание из бумаги № 4 - 1997

  10. Самоделки из бумаги. Лирус, 1995

  11. Соколова СВ. Оригами для дошкольников. - Санкт-Петербург, 2001

  12. Соколова С.В. Школа оригами. - М. 2004

  13. Стейнберг. Смастерим из бумаги. Складывание.- Таллин. Вантус.-1988

  14. Тарабарина Т.К. Оригами и развитие ребенка.- Ярославль 1996

  15. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду; Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М., 1994.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nata (18.08.2014)
Просмотров: 626 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz